На этой фотографии, когда Екатерина Павловна рассказывала мне о своей жизни, ей было 89 лет. Никаких семейных фотографий у неё не было, не сохранились. У меня хранится только одна, которую я сделала, когда приезжала к ней.
Привожу воспоминания Садовниковой Екатерины Павловны. пос. Тюленино: «До войны, в Новгородской области, я окончила 7 классов и работала в колхозе. Когда началась война, всех мужчин забрали на фронт. Потом стали забирать мужчин 1927 года рождения, потом 28-го, но мужчин стало не хватать, и объявили женский призыв 24-го года рождения. Всех женщин этого возраста из ближайших деревень собрали в больницу на медицинскую комиссию. В больнице одну большую комнату разделили простынями на ряд отсеков, там сидели медики, причем только мужчины, каждый по своему профилю. Всех женщин заставили полностью раздеться и пройти всех врачей по всем отсекам, Голая, я ходила от врача к врачу. Во время медкомиссии постоянно входили и выходили военные с разными бумагами. От пережитого стыда к концу комиссии я уже ничего не понимала и не помнила, что спрашивали.
На другой день пришел вызов явиться на почту. Я отпросилась с колхоза и пришла на почту. Там уже было несколько девушек. Начальник почты нас построил по стойке смирно и зачитал военную присягу. Сказал, что теперь мы должны хранить военную тайну, не говорить, где будем служить и что делаем. Потом каждую из нас он обучал по несколько раз, что мы должны говорить, если поймают, или если кто-нибудь будет интересоваться нашей работой. Меня он поставил дежурной телефонисткой. Я должна была приходить каждый день в поселок Сорокино за 5 км на почту к 8 часам вечера и дежурить до 2-х часов ночи. Обратно возвращаться ночью и идти снова 5 км домой. За дежурство мне не платили. Поэтому я должна была утром уже работать без опоздания в колхозе и зарабатывать трудодни. На почте у меня было 22 военных номера, через которые шла связь с фронтом. Рядом протекала река, на которой был железнодорожный мост важного военного значения.
Каждый день в 11 часов вечера приходили с моста военные, я их соединяла, и они передавали с отдельной комнаты по телефону сведения о проходящих составах. Каждый день я работала в колхозе и каждую ночь дежурила на коммутаторе. От хронического недосыпания я засыпала прямо на трубке. Видя это, начальник давал мне немного сидя поспать, а сам дежурил. Через некоторое время он уже не мог меня разбудить, чтобы сдать мне дежурство. Я слышала его слова сквозь мертвый сон, что надо соединить 19-й номер, но не могла поднять голову. На следующий день начальник почты привел еще одну телефонистку, которая через сутки стала меня подменять. Так я работала до конца войны.
В Калининградскую область мы приехали в 1947 году по вербовке из села Тычкино, Пестовского района, Новгородской области. Отец погиб на фронте, остались мы, 5-ро детей с матерью. До нашей деревни немцы не дошли, они были остановлены в 80 км, недалеко от станции Хвойная. Мы продали свой деревянный дом, а незадолго до переезда пала наша корова, мы успели купить нетель и взяли ее с собой. Из нашей деревни в эшелоне было 7 семей.
Эшелон прибыл в Гвардейск поздно ночью. Нас всех, переселенцев и домашний скот выгрузили на перрон и эшелон ушел. Всю ночь мы жгли костры, грелись и кипятили чай. Утром всех на военных грузовиках отвезли в поселок Заливино, а скот мы гнали пешком. В поселке Заливино нашей семье дали дом, крытый камышом, но в нем жили немцы. Увидев нас, они ушли жить в свой сарай около дома. Мы сильно боялись немцев, нетель девать было некуда, так как сарай заняли немцы, а на улице мы боялись ее оставлять, поэтому мы всей семьей вместе с коровой ночевали в доме на кухне возле печки. На другой день, мы поняли, что нас привезли в этот поселок, чтобы создать рыболовецкий колхоз.
Среди наших переселенцев не было рыбаков, одни колхозники, поэтому мы все 7 семей попросились направить нас в любой другой колхоз. В тот день мы видели, как к причалу подошел баркас с рыбой, ее выгрузили, отправили на рыбокомбинат в Полесск. На освободившийся баркас согнали немцев из поселка и куда-то увезли. На другой день 7 семей из нашей деревни Тычкино перевезли в поселок Тюленино и поселили в домах по улице Советской. В кирпичных, 1-2х этажных домах по этой улице раньше жили военнослужащие, в основном летчики, которые обслуживали аэродром под Полесском. В 1947 году вся улица была освобождена для заселения переселенцев. Нашей семье выделили 1 комнату в одном из таких домов. Мы все стали работать в колхозе « Идеи Ильича». #школавальдвинкель,#переселенцы_колхозышколы,#приподдержкефондапрезидентскихгран